Страницы

понедельник, 28 июля 2014 г.

#соразвит14 О ценностях


Как-то собирал материал о ценности информационного ресурса. 

Ценностное отношение - это сознательное, индивидуальное, общественно обусловленное положительно-эмоциональное реагирование на получаемую информацию, проявляющееся в потребности глубокого ее осмысления, в трансформировании в соответствии с заданными общественными эталонами и в реализации ее на практике.

Макс Шелер, один из основателей аксиологии, подчеркивал, что всякое познание ценности есть акт предпочтения, в интуитивной очевидности которого устанавливаются «ранги» ценностей: ценности тем выше, чем они менее причастны к «делимости» и чем глубже удовлетворение, которое они дают. В этом смысле наименее долговечными являются ценности «материального блага», связанные с удовлетворением переходящих склонностей и потребностей человека и наиболее «делимые».

Виктор Франкл показал, что ценности играют роль смыслов человеческой жизни и выступают как  смысловые универсалии. Они составляют три основных класса, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.  В этом контексте возможно говорить о ценностных ориентациях, которые формируются  у каждого индивида и отдельных социальных групп и выступают в роли духовных регуляторов действий.

Ценностные ориентации формируются при соотнесении субъектного опыта с существующими в данном обществе культурными нормами и образцами. Они выражают конкретное понимание целей человеческого существования. Структура ценностных ориентаций влияет на становление социально-культурного типа личности, в конечном счете, и на проявления определенной парадигмы образования.

Аксиома двойственности природы информационного ресурса, ориентированная на использование аксиологического похода раскрывается нами как исходный принцип, который представляет информационный ресурс как совокупность ценностей – результатов деятельности педагогической системы в информационной парадигме образования. 
Во-первых, при разработке информационного ресурса необходимо учитывать деятельность субъекта педагогической системы как ценность. Во-вторых, в процессе информационно-аналитической деятельности следует осознавать, что главной ценностью процесса является сама личность. В – третьих,  при определении критериев разработки, внедрения и использования информационного ресурса необходимо учитывать признание ценности существования общественных отношений (взаимодействий между пользователями).
На основании указанных положений возможно выделить ценностные ориентиры:
§  мотивация использования информационного  ресурса;
§  инновационность (возможность генерации новой идеи) при использовании информационного ресурса;
§  демократичность (возможность обсуждения истинности) при использовании информационного ресурса;
§  согласованность в отношении качества  ресурса (востребованности, доступности, достаточности);

Ценностные ориентиры можно условно разделить на две группы:
§  «ценности добродетели», к которым отнесены альтруизм, дргодоминантность, теримость, эмпатия; в их основе лежат наиболее значимые норы отношений к другому человеку, имеющие нравственное и психологическое содержание;

§  «ценности жизнедеятельности», к которым отнесены самореализация, свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество, поддержка; в их основе лежат поведенческие деятельностные нормы и социальные ценности, обеспечивающих существование человека в сообществе других людей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий