Как-то собирал материал о ценности информационного ресурса.
Ценностное отношение - это сознательное, индивидуальное,
общественно обусловленное положительно-эмоциональное реагирование на получаемую
информацию, проявляющееся в потребности глубокого ее осмысления, в
трансформировании в соответствии с заданными общественными эталонами и в
реализации ее на практике.
Макс Шелер, один из
основателей аксиологии, подчеркивал, что всякое познание ценности есть акт
предпочтения, в интуитивной очевидности которого устанавливаются «ранги»
ценностей: ценности тем выше, чем они менее причастны к «делимости» и чем
глубже удовлетворение, которое они дают. В этом смысле наименее долговечными
являются ценности «материального блага», связанные с удовлетворением
переходящих склонностей и потребностей человека и наиболее «делимые».
Виктор Франкл показал,
что ценности играют роль смыслов человеческой жизни и выступают как смысловые универсалии. Они составляют три
основных класса, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: ценности
творчества, ценности переживания и ценности отношения. В этом контексте возможно говорить о
ценностных ориентациях, которые формируются
у каждого индивида и отдельных социальных групп и выступают в роли
духовных регуляторов действий.
Ценностные ориентации
формируются при соотнесении субъектного опыта с существующими в данном обществе
культурными нормами и образцами. Они выражают конкретное понимание целей
человеческого существования. Структура ценностных ориентаций влияет на
становление социально-культурного типа личности, в конечном счете, и на
проявления определенной парадигмы образования.
Аксиома двойственности
природы информационного ресурса, ориентированная на
использование аксиологического похода раскрывается нами как исходный принцип,
который представляет информационный ресурс как совокупность
ценностей – результатов деятельности педагогической системы в информационной
парадигме образования.
Во-первых, при разработке
информационного ресурса необходимо учитывать деятельность
субъекта педагогической системы как ценность. Во-вторых, в процессе
информационно-аналитической деятельности следует осознавать, что главной
ценностью процесса является сама личность. В – третьих, при определении критериев разработки,
внедрения и использования информационного ресурса необходимо
учитывать признание ценности существования общественных отношений (взаимодействий между пользователями).
На основании указанных
положений возможно выделить ценностные ориентиры:
§ мотивация использования
информационного ресурса;
§ инновационность (возможность генерации новой идеи) при использовании
информационного ресурса;
§ демократичность (возможность обсуждения истинности) при использовании
информационного ресурса;
§ согласованность в отношении качества ресурса (востребованности, доступности, достаточности);
Ценностные ориентиры можно условно разделить на две
группы:
§ «ценности добродетели», к
которым отнесены альтруизм, дргодоминантность, теримость, эмпатия; в их основе
лежат наиболее значимые норы отношений к другому человеку, имеющие нравственное
и психологическое содержание;
§ «ценности
жизнедеятельности», к которым отнесены самореализация, свобода, интерес,
взаимопонимание, сотрудничество, поддержка; в их основе лежат поведенческие
деятельностные нормы и социальные ценности, обеспечивающих существование
человека в сообществе других людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий