Страницы

понедельник, 11 февраля 2013 г.


 
РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Введение

 

Современная высшая школа направлена на формирование профессионала, обладающего достаточным уровнем профессиональной компетентности. Перестройка системы образования поставила перед вузами задачу улучшения профессиональной подготовки будущих специалистов. В рамках становления новой парадигмы высшего профессионального образования существенное значение приобретают вопросы обеспечения социальной адаптации обучающегося к изменяющимся жизненным условиям. В рамках профессиональной педагогической подготовки эта задача приобретает стратегическое значение, так как будущий педагог должен уметь создавать условия для развития воспитательно-образовательного пространства.  Таким образом, работа по подготовке будущих педагогов  в условиях перехода к компетентностному подходу в образовании требует усиление инновационных педагогических технологий, которые должны применяться как в  обучении студентов, так и реализации их практической подготовки. Научно-педагогические исследования показывают, что получение новых образовательных результатов не возможно в рамках применения традиционных подходов к формированию профессиональной квалификации педагогов. Перестройка системы образования поставила перед вузами задачу всестороннего улучшения профессиональной подготовки, включая и физкультурно-оздоровительную деятельность будущих специалистов. Проблемная ситуация определяется существующим в настоящее время противоречиями:

- осознанием обществом настоятельной необходимости гармоничного физического развития личности и поддержания здоровья через формирование физкультурного и здорового образа жизни студентов и отсутствием организационно-педагогических условий формирования физкультурно-оздоровительной компетентности обучающихся;

- несовершенством традиционной методической базы по формированию физкультурного и здорового образа жизни студентов и широкими возможностями формирования физкультурно-оздоровительной компетентности молодежи на основе внедрения инноваци­он­ных и нетрадицио­­нных физкультур­­но-оздоровите­­льных технологий­­, отвечающих­­ современны­­м запросам молодежи, направленн­­ых на гуманизаци­­ю учебно-оздоровите­­льного процесса с учетом инноваций,­­ творчества­­, инициативы­­ и интересов преподавателя и студентов;

- возрастающ­­ими требования­­ми нормативны­­х документов­­ к качеству педагогиче­­ского образовани­­я и недостаточ­­ным использова­­нием в образовате­­льной практике потенциала­­ формирования физкультурно-оздоровительной компетентности студентов.

 В связи с этим особую актуальность приобретает подготовка будущих специалистов, ведущих физкультурный и здоровый образа жизни, на основе  сформированности у них физкультурно-оздоровительной компетентности.

Цель исследования: разработка содержания развития физкультурно-оздоровительной компетентности обучающихся на основе внедрения информационных технологий, представленных мобильным обучением,  в учебный процесс для формирования физкультурного и здорового образа жизни подрастающей молодежи.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование  физкультурно-оздоровительной компетентности будущих специалистов  будет эффективным если:

- будет разработана технология мобильного обучения, основанная на составлении комплекса специального программного обеспечения, направленного на формирование физкультурного и здорового образа жизни обучающихся.

- формирование физкультурно-оздоровительной компетентности будет осуществлено с помощью междисциплинарного подхода к обучению, а именно на учебных дисциплинах «Физическая культура», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Необходимость обеспечения целостности процесса подготовки обуславливает и необходимость соблюдения единого подхода к разработке содержания обучения  и учета междисциплинарных связей. Оно проектируются на основе отбора задач, направленных на анализ компетентностей. Следовательно, при создании содержания обучения необходимо иначе, чем в настоящее время, расставить приоритеты: на первое место выносятся характеристики компетентностей как целей обучения, затем предлагаются способы их формирования и становления далее производится отбор информации, которая способствует решению конкретных задач и развитию компетентностей.

Анализ научно-методической литературы, в частности теорий классификаций и систематизации, позволил нам определить образовательную технологию Б. Блума, как приоритетную для нашего исследования. Таксономия Б. Блума объединяет конкретные результаты обучения (знание, понимание, применение) с мыслительными операциями, необходимыми для их достижения (анализ, синтез, оценка). В ней предлагается система уровней обученности, которые обладают качествами, позволяющими использовать их в практике разработки тестового инструмента.

Основные категории представленной теории:

1 Знание. Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала.  Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных факто до  целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание      соответствующих сведений. Обучающийся:  знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины; знает конкретные факты; знает методы и процедуры;  знает основные понятия; знает правила и принципы.

2 Понимание. Показателем способности понимать значение изученного может служить    преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую – его «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы – в       математическую). В качестве показателя понимания может также выступать   интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же  предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий,  результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание  материала. Обучающийся:  понимает факты, правила и принципы; интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. Обучающийся: использует понятия и принципы в новых ситуациях; применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

4. Анализ. Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Обучающийся: выделяет скрытые (неявные) предположения;  видит ошибки и упущения в логике рассуждений; проводит разграничения между фактами и следствиями; оценивает значимость данных.

5. Синтез. Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения. Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур. Обучающийся:  пишет небольшое творческое сочинение; предлагает план проведения эксперимента;  использует знания из различных областей, чтобы составить план    решения той или иной проблемы.

6. Оценка. Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного  материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних(структурных, логических) или внешних(соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем. Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий. Обучающийся: оценивает логику построения материала в виде письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев; оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев [1].

Анализ компетенций учебных дисциплин «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» и «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», построенный на основе определения элементов педагогических технологий  по классификации и систематизации Б. Блума позволил нам представить модель физкультурно-оздоровительной компетентности обучающихся (Рис. 1).


Рис. 1.

Модель физкультурно-оздоровительной компетентности обучающегося





Физическая культура
 
Безопасность жизнедеятельности
Основы медицинских знаний и ЗОЖ
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
 
ОК - 5 Готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья,
ПК – 8 Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.
 
 
ОК – 1 Владение культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК – 9 Способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
ОК – 11 Готовностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
ОПК – 1 Осознанием  социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
ПК – 8 Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.
ПК – 11 – Способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности
 
ОК - 5 Готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья,
ОК – 11 Готовностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
ОПК – 4 Способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности
ПК – 2 – способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся
ПК – 8 Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.
 
 
ОК – 1 Владение культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК - 5 Готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья,
ПК – 8 Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.
 
¯
¯
¯
¯
Физкультурно-оздоровительная компетентность обучающихся
Знание: методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; основ своей профессиональной деятельности, включая воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся, культуры мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, работы с информацией в глобальных компьютерных сетях по разработке современных педагогических технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности.
Понимание: ответственности за результаты своей профессиональной деятельности и социальной значимости своей будущей профессии; влияния методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; необходимости воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся, культуры мышления, способности к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; роли разработки современных педагогических технологии с учетом особенностей образовательного процесса, решения задач воспитания и развития личности и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности.
Применение: средств укрепления здоровья, обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся, культуры мышления, способности к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; использование результатов своей профессиональной деятельности, методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, современных педагогических технологии с учетом особенностей образовательного процесса, решения задач воспитания и развития личности и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности.
Анализ: видение ответственности за результаты своей профессиональной деятельности и социальной значимости своей будущей профессии; анализ влияния методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; выявление необходимости воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся, культуры мышления, способности к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; проведение разработки современных педагогических технологии с учетом особенностей образовательного процесса, решения задач воспитания и развития личности и осознание мотивации к осуществлению профессиональной деятельности.
Синтез: комбинирование методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; составление содержание воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся, развития культуры мышления, способности к общению, анализу, восприятия информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, схемы работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; предложение разработки современных педагогических технологии с учетом особенностей образовательного процесса, решения задач воспитания и развития личности; распределение ответственности результатов своей профессиональной деятельности и социальной значимости и мотивации к осуществлению своей будущей профессии;
Оценка: эффективности результатов своей профессиональной деятельности и социальной значимости своей будущей профессии; влияния методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; логики воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся, культуры мышления, способности к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; рефлексия по разработке современных педагогических технологии с учетом особенностей образовательного процесса, решения задач воспитания и развития личности и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности.

 

 

Современные подходы по организации педагогического процесса в учебных заведениях различного уровня подразумевают широкое использование информационных технологий, в том числе мобильного обучения – обучения, независимого от времени, места и содержания учебного предмета. Компьютеризация учебного процесса повышает роль средств обучения и в отличие от традиционных форм организации учебного процесса, такие средства превращаются в универсальные, что позволяет совершенствовать их на основе общих принципов, опираясь на концептуальные подходы к обучению.

Согласно опросу студентов, в ракурсе интересующей нас проблемы,  ведущее место занимает мотивация (чтобы было интересно и можно было рассказать друзьям); мобильность (чтобы можно было учиться в любом месте, а лучше всего не ходить в школу); индивидуальность (чтобы можно было учиться в любое время). Перечисленные выше подходы позволяют нам предположить, что технологии мобильного обучения могут быть применены для формирования физкультурно-оздоровительной компетенции будущих педагогов. Следует признать, что в настоящих условиях  добиться идеального конечного результата не удастся. Теория решения изобретательских задач нас учит, что система сама (за счет ресурсов) выполняет нужное действие. В нашем случае информационно-педагогический ресурс – «опыт доступный для восприятия обучающимся» должен сам проникнуть в информационное поле обучающегося. Сегодня это описание наиболее точно отражается в концепции мобильного образования.

Стремление к созданию современных электронных образовательных средств в духе концепции мобильного обучения наблюдаются во всем мире. При этом принцип един: за счет электронных средств целенаправленно создается образовательное пространство, отвечающее некоторому запросу (общества или государства). В нем, как нам кажется,  происходит формирование у обучающихся качеств и умений, таких, как медиаграмотность, критическое мышление, способность к решению творческих задач, умение мыслить глобально, готовность работать в команде и гражданское сознание – всего, что так необходимо современному человеку.

В образовательной модели мобильного обучения информационные технологии используются для создания среды, в которой общение учащегося с компьютером происходит «один на один». Концепция подразумевает использование специально разработанного устройства, которым учащиеся и учителя могут пользоваться и в школе и дома. Наличие Интернета является  обязательным компонентом этой учебной модели. Мобильное обучение отменяет необходимость создания специальных компьютерных классов и представляет учителю свободу обеспечивать учащихся он-лайн приложениями по мере образовательных возможностей.

Исследование комплекса программных продуктов представленных в App Store Downloads on iTunes в категории «Здоровье и фитнес» мы насчитали более 40 тысяч приложений, что, естественно, требует классифицирования.

Под обучающими программами, предназначенными для формирования представлений о физкультурном и здоровом образе жизни, мы понимаем электронные педагогические средства, как часть информационно-педагогического ресурса, предназначенные для передачи учебной информации, контроля знаний обучающихся и формирование навыков в рамках формирования представлений о здоровом образе жизни обучающихся. Система обучающих программ для студентов педагогического вуза, должна быть построена на реализации требований федерального образовательного стандарта по представленным в модели предметам и ориентирована на получение новых образовательных результатов, предполагающих формирование, представленных выше компетенций.  Основанием для классификации служат обычно особенности учебной деятельно­сти обучаемых при работе с программами. Многие авторы выделяют четыре типа обучающих программ:  тренировочные и контролирующие;  наставнические; имитационные и моделирующие; развивающие игры.

Рассматривая обучающее программное обеспечение для реализации формирования физкультурного и здорового образа жизни, мы предлагаем следующую классификацию: 

- программное обеспечение для  организации режима обучающегося;

- программное обеспечение справочного характера;

- программное обеспечения для оценки физических параметров обучающихся;

- программное обеспечение, моделирующее работу преподавателя-тренера.

На основе изучения разновидностей мобильного обучения нами выявлен оптимальный комплекс программного обеспечения для эффективного развития физкультурного и здорового образа жизни среди обучающихся через формирование физкультурно-оздоровительной компетентности по систематизации уровней обучения Б.Блума (рис. 2.)

 

Рис. 2

Классификация программного обеспечения для формирования физкультурно-оздоровительной компетенции

Программное обеспечение для  организации режима обучающегося
 




Умный будильник Smart Alarm Clock FREE: биоритмы & фазы сна
In Shape Free: Фитнес. Диета. Массаж
 
8-ALARM  От 8-Alarm
Timer Flo  От Kian Tan
ИМТ+жира калькулятор  От michael heinz
Программное обеспечение справочного характера
 
 





Моя последняя сигарета даром - бросьте курить, оставайтесь некурящим  От Mastersoft Mobile Solutions
iBrush  От JAGLABS, Inc.
Я хочу...  От Dmitry Klimkin
Я Здоров!  От Dmitry Klimkin
Tupperware CIS  От iD EAST
Программное обеспечения для оценки физических параметров обучающихся





Kардиограф (Cardiograph)  От MacroPinch Ltd.
Waterbalance  От Waterbalance
Weight Recorder  От Travis Luke
iHealth BPM  От ANDON HEALTH Co., LTD
WiScale  От WiThings, S.A.S.
Программное обеспечение, моделирующее работу тренера





Подтягивания 20+ Lite  От michael heinz
Sports Tracker  От Sports Tracking Technologies Ltd
Oтжимания на брусьях 100+ Lite  От michael heinz
Run with Map My Run - GPS Running, Jog, Walk, Workout Tracking and Calorie Counter  От MapMyFitness
Virtual Trainer   От Gravity Moves Pty Ltd

 

Мобильное обучение, которое представлено авторским комплексом программного обеспечения, поэтапно будет внедряться в учебный процесс вуза. В содержание учебных дисциплин «Физическая культура», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» будут введены модули по формированию физкультурно-оздоровительной компетентности обучающихся  с помощью мобильных устройств с комплексом программного обеспечения для эффективного развития физкультурного и здорового образа жизни студентов. Разработанная инновационная технология позволит решить заявленные в исследовании противоречия и достичь цели исследования.

Физкультурно-оздоровительная компетентность, которая включает в себя совокупность общих, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, заявленных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, представлена в рамках таксономии Б. Блума на основе системы уровней обученности.  Формирование физкультурно-оздоровительной компетентности обучающихся  на основе внедрения мобильного обучения позволят­­ реализовать обучающие технологии, отвечающие современны­­м запросам молодежи и направленн­­ые на  инновации,­­ креативность, творчество­­, инициативы­­ и интересы преподавателя и студентов.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий