Размышления на эту тему вызваны интересным замечанием "В ближайшем будущем каждый будет вынужден обзавестись мобильным компьютером, так как от него будет зависеть его жизнь". Конечно, рассуждать об истинности этого высказывания можно долго, выделяя в ней долю фантастики и авантюризма, однако, внедрение компьютерной техники, мобильных устройств, определяют это с определенной долей истинности. Попытки оценить истинность предлагаемого высказывания предлагаются в настоящей работе.
Мобильное обучение - что это такое?
Современных студентов можно смело
назвать называют «цифровыми аборигенами»[1], а их
преподавателей «цифровыми мигрантами».
Аборигены естественно общаются с любым цифровым устройством, для них нет
преград в поиске информации. Они могут дать оригинальный ответ на любой вопрос.
Они знают, что такое ROFL, LOL, OMG, даже не
задумываясь об этом. Если спросить у них адрес то они дадут, скорее всего,
что-то с символом @. Список их умений можно продолжать до бесконечности. Но
главное их отличие от цифровых мигрантов заключается не в способах
деятельности, а в способах мышления. Изучая какой-нибудь предмет, они
самостоятельно ищут способ его освоения, для них нет авторитетов, по их мнению,
они могут всем научиться сами, используя методы перебора, объединения,
дробления, динамичности и другие, стараясь получить «идеальный конечный
результат». При этом они не владеют теорией решения изобретательских задач[2].
Их ни кто не учил поиску информации, владением техническими устройствами,
методам анализа и синтеза. Они ни за что добровольно не будут учить
доказательство теоремы: «Для чего, есть интернет, там все есть». Главный вид их
деятельности компьютерная игра. В игре они готовы учиться самостоятельно,
познавать виртуальный мир. При этом, если исследуемый «виртуальный» мир не
имеет свойств реального для них в скором времени он становится не интересным.
Термины, которые они используют непонятны. Они используют в речи несколько
естественных языков, создавая свой понятный только им язык. И надо
понимать, что светлое будущее в обучении начнется только тогда, когда
«аборигены» будут учить «аборигенов» на одном языке.
Согласно теории
решения изобретательских задач, идеальное обучение – обучение, которого не
существует. Предположим, существует некоторое информационное поле – «опыт
предыдущих поколений» и «индивидуальное информационное поле» - личный опыт
индивида, тогда «обучаемый» расширяет его за
счет информационно-педагогического ресурса – «опыта доступного для его
познания». В идеале два этих пространства пересекаются, и идеале все
информационное образовательное пространство становится индивидуальным информационным
полем. Не будем забывать, что это в идеале. А на практике мы имеем:
субъект-субъектный подход - опирающийся на приоритет опыта обучающего в
процессе образования. Интерактивный подход -
основанный на эффективной обратной связи в системе обучающий — обучающийся, на
непрерывном открытом и свободном общении, наблюдении преподавателя за реакцией
обучаемых и оптимизации образовательной среды для повышения эффективности
процесса обучения. Психологический подход – учитывающий психологические
особенности развития обучающихся. Фасилитарный подход – предполагающий создание
благоприятных условий обучения. Деятельностный подход – позволяющий
расширять опыт обучающегося за счет включения в деятельность и многие другие.
Нужны ли все эти
подходы студенту? Если верить опросам для него главное мотивация (чтобы было
интересно и можно было рассказать друзьям); мобильность (чтобы можно было
учиться в любом месте, а лучше всего не ходить в школу); индивидуальность
(чтобы можно было учиться в любое время). Так или иначе, перечисленные выше
подходы стремятся к описываемому нами результату. Следует признать, что в
настоящих условиях добиться идеального
конечного результата не удастся. ТРИЗ нас учит, что система сама (за счет
ресурсов) выполняет нужное действие. В нашем случае
информационно-педагогический ресурс – «опыт доступный для восприятия
обучающимся» должен сам проникнуть в информационное поле обучающегося. Сегодня
это описание наиболее точно отражается в концепции мобильного образования.
Мобильное обучение
- обучение в условиях, когда ученик имеет мобильный доступ к образовательным
ресурсам, может взаимодействовать с преподавателем и другими учениками.
Стремление к созданию современных
электронных образовательных средств в духе концепции мобильного обучения
наблюдаются во всем мире. При этом принцип един: за счет электронных средств
целенаправленно создается образовательное пространство, отвечающее некоторому
запросу (общества или государства). В нем, как нам кажется, происходит формирование у обучающихся качеств
и умений, таких, как медиаграмотность, критическое мышление, способность к
решению творческих задач, умение мыслить глобально, готовность работать в
команде и гражданское сознание – всего, что так необходимо современному
человеку.
В образовательной модели мобильного
обучения информационные технологии используются для создания среды, в которой
общение учащегося с компьютером происходит «один на один». Концепция
подразумевает использование специально разработанного устройства, которым
учащиеся и учителя могут пользоваться и в школе и дома. Наличие Интернета
является обязательным компонентом этой
учебной модели.
Мобильное обучение отменяет необходимость создания
специальных компьютерных классов и представляет учителю свободу обеспечивать
учащихся он-лайн приложениями по мере образовательных возможностей.
Рассмотрим различные модели, используемые в технологии
мобильного обучения.
Динамический класс: мобильное обучение представляет
новые средства связи и совместной работы, а так
же объединить время работы в классе с обучением вне его.
Связь с учащимися-заочниками: Предоставление учащимся
заочникам возможности обмениваться информацией, получать консультации и
отрабатывать практические навыки, не посещая образовательного учреждения.
Учащиеся – производители знаний: учащиеся начинают
комментировать, обсуждать новые данные, традиционная роль учителя как
непререкаемого авторитета меняется на более современную роль соавтора или
наставника. Результаты такого обсуждения среди учащихся представляют важный
педагогический ресурс и обеспечивают сдвиг в область самообразования.
Заметки на память: в процессе обучения мобильное
устройство облегчает запись информации и конспектирование, которые в
традицонном обучении рассматриваются как доказательство участия в обучении или
как способ сочетания формального и неформального обучения.
Непрерывное обучение: непрерывное получение
информации, совмещенное с навыком самообразования должно привести к потребности
учащегося к получению новых знаний, выработке им новых суждений.
Проблемы формирования здорового образа жизни в ВУЗе
Наименование компетенции: ОК-1.
Владеет культурным и историческим
наследием, традициями в области
физической культуры, толерантно воспринимает социальные и культурные
различия, способен к диалогу с
представителями других культурных государств.
Таблица 1.
Таксономия Блума для компетенции ОК-1
Уровни учебных целей
|
Отличительные признаки
|
1. Знание:
|
культурных, исторических наследий в области
физической культуры;
традиций в области физической культуры
человека;
сущности физической
культуры в различных сферах жизни;
ценностные ориентации
в области физической культуры.
|
2. Понимание:
|
роли физической культуры и спорта в развитии
общества;
социальных функций физической культуры и
спорта.
|
3. Применение:
|
современных технологий в области физической
культуры и спорта;
необходимых умений и навыков в
психофизическом развитии личности.
|
4.
Анализ:
|
различных социокультурных видов физической
культуры;
различных форм физической культуры.
|
5. Синтез:
|
создание профессионально значимых умений и
навыков в области физической культуры;
умение посредством физической культуры
оптимизировать психофизическое состояние человека.
|
6. Оценка:
|
современного состояния физической
культуры и спорта;
ценностей физической культуры в жизни
человека.
|
Наименование
компетенции: ОК-2. Владеет знаниями о функциональных системах и возможностях организма, о
воздействии природных, социально-экономических факторов и систем физических
упражнений на организм человека, способен совершенствовать отдельные системы
организма с помощью различных физических упражнений.
Таблица 2.
Таксономия Блума для компетенции ОК-2
Уровни учебных
целей
|
Отличительные
признаки
|
1. Знание:
|
организм человека как единая
саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система;
природных, социально-экономических факторов
воздействующих на организм человека;
анатомические, морфологические,
физиологические и биохимические функции человека;
средств физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных
возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической
деятельности;
|
2. Понимание:
|
основ
анатомических, морфологических, физиологических и биохимических
систем организма человека;
процессов утомления при физической и
умственной работе;
влияния гипокинезии и гиподинамии на организм человека.
|
3. Применение:
|
средств физической культуры и спорта
для повышения уровня функциональных и
двигательных способностей человека;
средств физической культуры и спорта для
формирования необходимых качеств и свойств личности человека;
средств физической культуры и спорта
для оптимизации работоспособности человека.
|
4.
Анализ:
|
различных факторов влияющих на организм и жизнедеятельность человека;
средств физической культуры и спорта в
совершенствовании организма, обеспечение его устойчивости к физической и
умственной деятельности человека.
|
5. Синтез:
|
создание профессионально значимых умений и
навыков в области физической культуры;
умение посредством различных систем
физической культуры воздействовать на физиологические системы человека.
|
6. Оценка:
|
Состояния основных физиологических систем
организма человека;
Характера воздействия средств физической
культуры на различные системы организма
|
Наименование компетенции: ОК -3 . Владеет
законодательными основами Российской Федерации в области физической
культуры и спорта, умеет использовать нормативно-правовые документы в своей
деятельности.
Таблица 3.
Таксономия Блума для компетенции ОК-3
Уровни учебных
целей
|
Отличительные
признаки
|
1. Знание:
|
законодательных основ Российской Федерации в
области физической культуры и спорта
|
2. Понимание:
|
необходимости занятий физической культурой и
спортом, повышение уровня знаний в этой области;
права каждого на
свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям
развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности;
права каждого человека на занятия физической
культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;
|
3. Применение:
|
знаний законодательных основ в области
физической культуры и спорта.
|
4.
Анализ:
|
Федеральных законов, нормативно правовых актов в области физической культуры и спорта;
осознание ценностей физической культуры и
спорта в жизнедеятельности человека.
|
5. Синтез:
|
умение посредством законодательных основ в
области физической культуры и спорта пропагандировать необходимость здорового
образа жизни.
|
6. Оценка:
|
различных видов деятельности в области
физического воспитания и занятий спортом согласно нормативно- правовым
документам.
|
Наименование
компетенции: ОК-4. Владеет знаниями и навыками
здорового образа жизни, способами сохранения и укрепления здоровья. Способен
следовать социально-значимым представлениям о здоровом образе жизни,
придерживаться здорового образа жизни.
Таблица 4.
Таксономия Блума для компетенции ОК-4
Уровни учебных целей
|
Отличительные
признаки
|
1. Знание:
|
здоровье человека как
ценность и факторы, его определяющие;
взаимосвязь общей культуры студента и его
образа жизни;
здоровый образ жизни и
его составляющие;
|
2. Понимание:
|
влияние факторов, определяющих здоровый
образ жизни на укрепление здоровья и повышение работоспособности;
роли физической культуры и спорта в
формировании здорового образа жизни.
|
3. Применение:
|
факторов, составляющих здоровый образ жизни
для укрепления здоровья;
средств, способов физической культуры и
спорта и оздоровительных методик, направленных на формирование необходимых
умений и навыков в формировании здорового образа жизни
|
4.
Анализ:
|
различных факторов, составляющих здоровый
образ жизни;
структуры
жизнедеятельности, и ее отражение в образе жизни;
личного отношения к
здоровью и формирования здорового образа жизни
|
5. Синтез:
|
умение посредством физической культуры
сформировать понимание о необходимости соблюдения здорового образа жизни,
направленного на укрепление здоровья;
интеграция полученных знаний, в формирование
профессионально значимых умений и навыков.
|
6. Оценка:
|
организации здорового образа жизни;
эффективности здорового образа жизни.
|
Наименование
компетенции: ОК -5. Владеет знаниями о влиянии вредных привычек на здоровье
человека, может использовать средства биоуправления как способа отказа от них.
Осознанно относится к здоровью, использует различные системы физических
упражнений как условие формирования здорового образа жизни.
Таблица 5.
Таксономия Блума для компетенции ОК-5
Уровни учебных целей
|
Отличительные
признаки
|
1. Знание:
|
влияние вредных
привычек на здоровье человека;
использование
современных методик (биоуправление) отказа от вредных привычек
|
2. Понимание:
|
влияния вредных привычек на организм
человека и здоровье будущего поколения;
роли физической культуры и спорта в
укреплении здоровья.
|
3. Применение:
|
современных технологий как способов отказа
от вредных привычек;
различных систем
физических упражнений в формировании здорового образа жизни.
|
4. Анализ:
|
образа жизни и место в нем вредных привычек;
современных способов отказа от вредных
привычек;
различных систем физических упражнений как
условие формирования здорового образа жизни
|
5. Синтез:
|
самовоспитание и
самосовершенствование в здоровом образе жизни;
умение оптимизировать психофизическое
состояние человека посредством использования физической культуры и
современных технологий;
|
6. Оценка:
|
характера воздействия вредных привычек на
различные органы и системы человека;
критерии эффективности здорового образа
жизни
|
Наименование
компетенции: ОК - 6. Владеет методическими принципами физического
воспитания, методами и средствами физической культуры. Самостоятельно применяет
их для повышения адаптационных резервов
организма и укрепления здоровья.
Таблица 6.
Таксономия Блума для компетенции ОК-6
Уровни учебных целей
|
Отличительные
признаки
|
1. Знание:
|
методических принципов физического
воспитания;
методов и средств физической культуры и
спорта для повышения адаптационных
резервов организма и укрепления здоровья;
|
2. Понимание:
|
принципов физического воспитания;
методов физического воспитания;
средств физического воспитания.
|
3. Применение:
|
средств физического воспитания для укрепления здоровья человека;
принципов физического воспитания для
оптимизации работоспособности человека;
методов физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма
человека.
|
4.
Анализ:
|
средств, методов и принципов физического
воспитания для организации самостоятельных занятий с целью укрепления
здоровья человека.
|
5. Синтез:
|
формирование двигательных умений с учетом
принципов физического воспитания;
умение посредством дидактических основ физического воспитания
формировать двигательные действия.
|
6. Оценка:
|
выполнения двигательных действий в
соответствии с дидактическими основами обучения.
|
Наименование
компетенции: ОК-7 -
владеет средствами освоения основных
двигательных действий. Способен самостоятельно совершенствовать основные
физические качества, формировать психические
качества в процессе физического воспитания.
Таблица 7.
Таксономия Блума для компетенции ОК-7
Уровни учебных целей
|
Отличительные признаки
|
1. Знание:
|
методических принципов
физического воспитания;
методов физического
воспитания;
основы обучения
движениям;
основ
совершенствования физических качеств;
особенностей формирования
психических качеств в процессе физического воспитания.
|
2. Понимание:
|
необходимости совершенствования основных
физических качеств для гармоничного развития человека;
роли физического воспитания для формирования
психических качеств личности.
|
3. Применение:
|
средств физического воспитания и спорта для
освоения основных двигательных действий;
средств и методов физического воспитания и
спорта для совершенствования основных физических качеств;
средств и методов физического воспитания и
спорта для формирования психических качеств личности.
|
4. Анализ:
|
роли сознания в формировании и дальнейшем
применении двигательных действий;
методик совершенствования основных
физических качеств.
|
5. Синтез:
|
осознание профессионально значимых
физических качеств;
умение посредством физической культуры и
спорта формировать психические качества личности.
|
6. Оценка:
|
уровня развития основных физических качеств;
воздействия средств физического воспитания
на формирование психических качеств личности.
|
Наименование
компетенции: ОК -8. Владеет основами общей физической и
специальной подготовки в системе физического воспитания и спортивной
тренировки. Способен самостоятельно
выбирать виды спорта или систему физических упражнений для укрепления
здоровья.
Таблица 8.
Таксономия Блума для компетенции ОК-8
Уровни учебных целей
|
Отличительные признаки
|
1. Знание:
|
целей и задач общей физической подготовки и
специальной подготовки в системе физического воспитания и спортивной
тренировки;
структуры
подготовленности спортсмена: техническая, физическая, тактическая,
психическая подготовка;
зон и интенсивности
физических нагрузок;
структуры и направленности
учебно-тренировочного
занятия.
современных популярных систем физических упражнений.
|
2. Понимание:
|
возможности и условий
коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной
подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом
возрасте.
|
3. Применение:
|
средств общей физической и специальной
подготовки для повышения уровня спортивного мастерства в избранном виде
спорта;
спортивных соревнований как средства и метода общей,
профессионально-прикладной и спортивной подготовки студентов.
|
4. Анализ:
|
психофизиологических характеристик основных
групп видов спорта и систем физических упражнений;
мотиваций и обоснования индивидуального выбора студентом вида спорта
или системы физических упражнений для регулярных занятий.
|
5. Синтез:
|
создание профессионально значимых умений и
навыков в области физической культуры и спорта;
умение посредствам физической культуры и
спорта воздействовать на общую физическую и специальную подготовку человека.
|
6. Оценка:
|
общей физической и специальной подготовки
студента в системе физического воспитания и спортивной тренировки;
способности студента самостоятельно выбирать
виды спорта или систему физических упражнений для
укрепления здоровья.
|
Наименование
компетенции: ОК -9. Владеет основами профессионально-прикладной физической
подготовки, основами методики самостоятельных занятий и может осуществлять самоконтроль за состоянием своего
организма.
Таблица 9.
Таксономия Блума для компетенции ОК-9
Уровни учебных целей
|
Отличительные признаки
|
1. Знание:
|
понятия профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), ее
цели, задач и средств;
методики подбора средств ППФП;
форм и содержания самостоятельных
занятий;
границ интенсивности нагрузок в
условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста.
|
2. Понимание:
|
личной и социально-экономической
необходимости специальной психофизической подготовки человека к труду;
места ППФП в системе физического воспитания
студентов;
мотиваций и целенаправленности
самостоятельных занятий;
взаимосвязи между интенсивностью нагрузок и
уровнем физической подготовленности.
|
3. Применение:
|
форм и средств ППФП для студентов вуза;
ППФП по избранной профессии;
контроля за эффективностью профессионально-
прикладной
физической подготовленности студентов;
планирования и управления самостоятельными
занятиями;
самоконтроля за эффективностью
самостоятельных занятий.
|
4. Анализ:
|
основного содержания ППФП будущего бакалавра
и специалиста;
основных факторов, определяющих ППФП
будущего специалиста определенного профиля;
характера содержания самостоятельных занятий
в зависимости от возраста.
|
5. Синтез:
|
овладение профессионально значимыми
двигательными умениями и навыками для выбранной профессии;
умение посредствам
профессионально-прикладной физической подготовки воздействовать на
профессионально значимые физические качества студента.
|
6. Оценка:
|
эффективности профессионально-прикладной
физической подготовленности студентов;
эффективности самостоятельных занятий.
|
Наименование
компетенции: ОК-10.
Готов к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого
для освоения профессиональных умений и навыков в процессе обучения в вузе и для
обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после
окончания учебного заведения.
Таблица 10.
Таксономия Блума для компетенции ОК-10
Уровни учебных целей
|
Отличительные признаки
|
1. Знание:
|
содержания производственной физической
культуры;.
особенностей выбора форм, методов и
средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время
специалистов;
влияния индивидуальных особенностей,
географо-климатических условий и других факторов на содержание физической
культуры специалистов, работающих на производстве;
профессиональных факторов,
оказывающих негативное воздействие на состояние здоровья специалиста
избранного профиля.
|
2. Понимание:
|
роли
будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном
коллективе;
необходимости
достижения должного уровня физической подготовленности, необходимого для
освоения профессиональных умений и навыков.
|
3. Применение:
|
дополнительных средств повышения общей и
профессиональной работоспособности;
форм, методов и средств физической культуры
и спорта в рабочее и свободное время специалистов;
средств и методов профилактики травматизма
на производстве.
|
4. Анализ:
|
основного содержания производственной
физической культуры;
уровня физической подготовленности,
необходимого для освоения профессиональных умений и навыков.
|
5. Синтез:
|
овладение профессионально значимыми
двигательными умениями и навыками для обеспечения полноценной социальной и
профессиональной деятельности после окончания учебного заведения;
умение посредствам физической культуры и
спорта осуществлять профилактику и борьбу с профессиональными заболеваниями.
|
6. Оценка:
|
уровня физической подготовленности,
необходимого для освоения профессиональных умений и навыков.
|
Решение предлагаемых проблем на основе технологии
мобильного обучения
Исследование комплекса программных продуктов
представленных в App Store Downloads on iTunes в категории «Здоровье и фитнес» мы насчитали более 40 тысяч приложений,
что, естественно, требует классифицирования.
Под обучающими программами, предназначенными для формирования представлений
о здоровом образе жизни, мы понимаем электронные педагогические средства, как
часть информационно-педагогического ресурса[3]
предназначенные для передачи учебной информации, контроля знаний обучающихся и
формирование навыков в рамках формирования представлений о здоровом образе
жизни обучающихся.
При этом, условимся, что система обучающих программ
для студентов педагогического вуза, должна быть построена на реализации
требований федерального образовательного стандарта по предметам «Основы
безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура» и ориентирована на
получение новых образовательных результатов, предполагающих формирование,
представленных выше компетенций.
Основанием для классификации служат обычно особенности учебной деятельности
обучаемых при работе с программами. Многие авторы выделяют четыре типа
обучающих программ: тренировочные и
контролирующие; наставнические;
имитационные и моделирующие; развивающие игры.
Программы 1-го типа (тренировочные)
предназначены для закрепления умений и навыков. Предполагается, что
теоретический материал уже изучен. Эти программы в случайной последовательности
предлагают учащемуся вопросы и задачи и подсчитывают количество правильно и
неправильно решенных задач (в случае правильного ответа может выдаваться
поощряющая ученика реплика). При неправильном ответе ученик может получить
помощь в виде подсказки.
Программы 2-го типа
(наставнические) предлагают ученикам теоретический материал для изучения.
Задачи и вопросы служат в этих программах для организации человеко-машинного
диалога, для управления ходом обучения. Так если ответы, даваемые учеником,
неверны, программа может «откатиться назад» для повторного изучения
теоретического материала.
Программы наставнического типа являются прямыми
наследниками средств программированного обучения 60-х годов в том смысле, что
основным теоретическим источником современного компьютерного или
автоматизированного обучения следует считать программированное обучение. В
публикациях зарубежных специалистов и сегодня под термином «программированное
обучение» понимают современные компьютерные технологии. Одним из
основоположников концепции программированного обучения является американский
психолог Б.Ф.Скиннер.
Главным элементом программированного обучения является
программа, понимаемая как упорядоченная последовательность рекомендации
(задач), которые передаются с помощью дидактической машины или
программированного учебника и выполняются обучаемыми. Существует несколько
известных разновидностей программированного обучения.
Линейное
программированное обучение. При ее создании Б.Ф. Скиннер опирался на
бихевиористскую психологию, в соответствии с которой обучение основано на
принципе S - R, т.е. на появлении
некоторых факторов (S - stimulus) и реакции на них (R
- reaction). По этой концепции
для любой реакции, соответственно усиленной, характерна склонность к повторению
и закреплению. Поощрением для обучаемого является подтверждение программой
каждого удачного шага, причем, учитывая простоту реакции, возможность
совершения ошибки сводится к минимуму. Линейная программа характеризуется
следующими особенностями: дидактический материал делится на незначительные
дозы, называемые шагами, которые обучаемые преодолевают относительно легко,
шаг за шагом; вопросы, содержащиеся в
отдельных рамках программы, не должны быть очень трудными, чтобы обучаемые не
потеряли интереса к работе; обучаемые сами дают ответы на вопросы, привлекая
для этого необходимую информацию; в ходе обучения учащихся сразу же информируют
о том, правильны или ошибочны их ответы; все обучаемые проходят по очереди все
рамки программы, но каждый делает это в удобном ему темпе; во избежание
механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных
вариантах и нескольких рамках программы.
Разветвленная
программа. Разветвленная программа основана на выборе одного
правильного ответа из нескольких данных, она ориентирует на текст многократного
выбора. По мнению автора, выбор правильных ответов требует от обучаемых больших
умственных способностей, нежели припоминание какой-то информации.
Непосредственное подтверждение правильности ответа он считает своеобразным
типом обратной связи. Вопросы имеют целью:
проверить, знает ли ученик материал;
в случае отрицательного ответа отсылать обучаемого к координирующим
и соответственно обосновывающим ответ
порциям информации; возможность закрепления основной информации с помощью
рациональных упражнений; увеличение усилий обучаемого и одновременную
ликвидацию механической обучения через многократное повторение информации;
формирование требуемой мотивации обучаемого.
Если основой линейной программы является стремление
избежать ошибок, то разветвленная программа не направлена на ликвидацию ошибок
в процессе обучения; ошибки трактуются как возможность обнаружить недостатки в
знаниях обучаемых, а также выяснить, какие проблемы обучаемые уяснили
недостаточно благодаря этому о его программе можно было бы сказать, что она
сводится «управлению процессом
мышления», в то время как линейная программа основана на «управлении ответами».
Постепенно оба классических типа - линейное и разветвленное программированное
обучение - уступили место смешанным формам.
По своей методической структуре педагогическое
программное средство (ППС), реализующие программированный подход,
характеризуются наличием следующих блоков: блока ориентировочной основы
действий (ООД), содержащего текстово- графическое изложение теоретических основ
некоторого раздела автоматизированного курса; контрольно-диагностического блока,
контролирующего усвоение ООД и управляющего обучением; блока автоматизированного контроля знаний,
формирующего итоговую оценку знаний учащегося.
Известно несколько видов организации программ
наставнического типа, называемых также алгоритмами программированного обучения.
1.Последовательно-подготовительный
алгоритм. Начальный элемент задания относительно прост, он подготавливает выполнение
второго, более сложного, а тот в свою очередь, третьего и т.д. Заключительные
элементы имеют достаточно высокий уровень сложности.
2. Параллельно-подготовительный
алгоритм. Начальные элементы заданий независимо один от другого
подготавливают выполнение следующего за ним комплексного элемента высокого
уровня.
3. Последовательно-корректирующий
алгоритм. Начальные элементы задания имеют высокий уровень сложности, а
каждый последующий элемент корректирует выполнение предыдущего, указывая,
например, на противоречия, к которым приводят неправильные ответы.
4. Параллельно-корректирующий
алгоритм. Обучаемому предлагается комплексный элемент высокого уровня,
последующие элементы играют роль наводящих (подсказывающих), причем с разных
позиций, независимо один от другого.
5. Алгоритм
переноса. Приводятся два массива элементов А(N) и В(N). Ими могут
быть понятия, отношения, действия, характеристики и т.д. Требуется установить
логическое соответствие между ними.
6. Аналитический
алгоритм. Предлагаются элементы А(N). Необходимо установить принадлежность
каждого из них к одному из классов В(К).
7. Синтезирующий
алгоритм. Элементы массива А(N) уже разбиты на подгруппы. Задача обучаемого - установить критерий, по
которому осуществлялась классификация.
8. Алгоритм
упорядочения. Элементы массива А(N) необходимо упорядочить по некоторому
указанному критерию В(К). Этот алгоритм требует для своего выполнения
комплексной умственной деятельности.
Разработка сценариев обучающих программ должна
строится на реализации современных педагогических техник, предполагающих
активность, самостоятельность, получение обратной связи от учащихся.
Использование проектных образовательных технологий
позволит встроить обучающие программы в учебный процесс начальной школы.
Рассматривая обучающее программное обеспечение для
реализации занятий по формированию здорового образа жизни мы предлагаем разделить
его на несколько групп (см. таблицу 8):
- программное обеспечение для организации режима обучающегося;
- программное обеспечение для организации режима обучающегося;
- программное обеспечение справочного характера;
- программное обеспечения для оценки физических
параметров обучающихся;
- программное обеспечение, моделирующее работу тренера.
- программное обеспечение, моделирующее работу тренера.
Таблица 11.
Классификация программного обеспечения
для формирования здорового образа жизни
программное
обеспечение для организации режима
обучающегося
|
|
|
|
||
Умный будильник
Smart Alarm Clock FREE: биоритмы & фазы сна
|
In Shape Free: Фитнес. Диета. Массаж
|
8-ALARM От 8-Alarm
|
Timer Flo От Kian Tan
|
ИМТ+жира
калькулятор От michael heinz
|
|
программное
обеспечение справочного характера
|
|
|
|
|
|
Моя последняя
сигарета даром - бросьте курить, оставайтесь некурящим От Mastersoft Mobile Solutions
|
iBrush От JAGLABS, Inc.
|
Я хочу... От Dmitry Klimkin
|
Я Здоров! От Dmitry Klimkin
|
Tupperware CIS От iD EAST
|
|
программное
обеспечения для оценки физических параметров обучающихся
|
|
|
|
|
|
Kардиограф (Cardiograph) От MacroPinch Ltd.
|
Waterbalance От Waterbalance
|
Weight Recorder От Travis Luke
|
iHealth BPM От ANDON HEALTH
Co., LTD
|
WiScale От WiThings, S.A.S.
|
|
программное
обеспечение, моделирующее работу тренера
|
|
|
|
|
|
Подтягивания
20+ Lite От michael heinz
|
Sports Tracker От Sports Tracking
Technologies Ltd
|
Oтжимания на брусьях 100+ Lite От michael heinz
|
Run with Map My Run - GPS Running, Jog, Walk, Workout Tracking and
Calorie Counter От
MapMyFitness
|
Virtual Trainer От Gravity
Moves Pty Ltd
|
Изменение методики преподавания
Итак, в нашем распоряжении имеется мобильное
устройство, набор программного обеспечения и желание заниматься физической
культурой, в рамках возможностей обучающихся.
Нами предлагается использовать, предлагаемое
программное обеспечение в рамках таксономии Б.Блума и проводить серию занятий в
рамках формирования уровней учебных целей.
Уровни учебных целей
|
Тип программного обеспечения
|
1. Знание:
|
Программное обеспечение справочного
характера
|
2. Понимание:
|
Программное обеспечение справочного
характера
|
3. Применение:
|
Программное обеспечение для оценки
физических параметров обучающихся
|
4. Анализ:
|
Программное обеспечение, моделирующее работу
тренера
|
5. Синтез:
|
Программное обеспечение, моделирующее работу
тренера
|
6. Оценка:
|
Программное обеспечение, моделирующее работу
тренера
|
Таким образом, мы можем предположить, что технология
мобильного обучения может изменить методику проведения занятий по физической
культуре в педагогическом ВУЗе. Педагогический эксперимент предполагается.
[3] Камалов Р.Р.
Информационно-педагогический ресурс как объект современной педагогики. –
Глазов. 2010. – 192 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий