Страницы

воскресенье, 8 февраля 2015 г.

Анализ подходов принятия решений при реализации системы дистанционного обучения в педагогическом ВУЗе


Анализ  подходов принятия решений при реализации системы дистанционного обучения в педагогическом ВУЗе

При оценке  деятельности любой организации учитывается экономическая и социальная эффективности.  Экономическая эффективность характеризует отношение полученного результата к затратам, социальная – степень удовлетворения спроса населения на товары и услуги [1]. Однако анализируя процессы информатизации в системе образования, мы выяснили, что при мониторинге этих процессов не менее важна и ресурсная эффективность, которая понимается нами как совокупность показателей доступности, востребованности и достаточности ресурса для выполнения целей системы образования[2]. Естественно встает задача классификации ресурсов системы образования – это могут быть материально-технические, кадровые, информационные, финансовые, правовые  ресурсы и т.п.  Отвлекаясь от оценки  экономической и социальной эффективности, мы классифицировали информационные ресурсы как информационные ресурсы управления, информационные ресурсы обеспечения качества и информационные ресурсы мониторинга. Это позволило нам систематизировать деятельность субъектов и прийти к понятию информационно-педагогического ресурса – ресурс, объединяющий в себе знания, опыт и компетенцию педагогического персонала с  материальными массивами информационных документов, созданных в поддержку их деятельности.  Введение понятия информационно-педагогический ресурс необходимо обосновывается нами с двух позиций.
Во-первых, как необходимость для оценки направлений развития ресурсной базы информатизации системы образования. Только равномерное изменение деятельности одновременно в направлениях развития кадрового потенциала и информационной составляющей представляются наиболее целесообразным и верным с теоретических позиций решением, согласно концепции К.Бланчарда и Т.Вэгхорна и усовершенствованное Ю.А. Саликовым [4], при оценке скорости организационных изменений.
Во-вторых, как ключевой компонент для оценки качества системы образования. В системе образования, учитель является основной фигурой для обеспечения качества  процесса, и внедряемый в систему ресурс лишь позволяет внести изменения в его работу. Эта позиция является традиционной в педагогической мысли, мы ее находим и у классиков педагогического образования, и в современной педагогической литературе: «нельзя, например, решить проблему качества знаний, умений и навыков учащихся в школах района, не принимая во внимание широкого комплекса педагогических, психологических и социальных факторов. Точно так же при решении экономических задач народного образования мы не можем исходить только из перспективы сокращения финансовых затрат, но должны учитывать демографические и социальные последствия принимаемых решений», говорится в инструкции для работников управления образованием советского периода.
Анализ развития информационно-педагогического ресурса позволяет оценить качество управленческих решений при управлении информатизацией в образовательном учреждении, так как выбор формы принятия управленческого решения зависит от многих факторов: компетентности руководителя, уровня квалификации коллектива, характера процессов информатизации, нормативных установок и т.п.
В теории управления  выделено более 40 всевозможных подходов к принятию управленческого решения. Мы провели матричный анализ приоритетности подходов к принятию управленческих решений в области информатизации, где в качестве равнозначных критериев использовались: A – учет развития информационных ресурсов; B –учет развития компетентности персонала; С – уровень воздействия на персонал; D – улучшение процедуры административного мониторинга; E – улучшение мониторинга учебной деятельности. Оценка критериев производилась по 4-балльной системе: «0» - подход для практических целей и теоретического анализа фактически не используется; «1» – подход имеет узкое применение и не развит методически; «2» – подход имеет высокую научно-практическую значимость, но применяется ограниченно, его методическое содержание нуждается в доработках; «3» – подход имеет высокую значимость и широкую сферу применения, результативен и методически разработан. При определении баллов учитывались не только сведения из литературных источников, но и результаты анализа преимуществ и недостатков рассматриваемых подходов.

Таблица 1
Анализ подходов к принятию управленческих решений
Наименование
Подхода
Критерии оценки
Общая сумма
A
B
C
D
E
Единоличное принятие решений
1
2
3
3
1
9
Коллегиальное принятие решений
2
2
2
2
3
11
Формализованные решения
1
3
3
3
1
11
Неформализованные решения
3
3
1
1
3
11

Как видно из таблицы, принятие единоличных решений для реализации процессов информатизации не приемлемо. Однако коллегиальные, формализованные и неформализованные решения равнозначны.
В течение 2013-2015 года на базе ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко» мы провели эксперимент по реализации системы дистанционного обучения, по методике рекомендованной В.Н. Кухаренко [5] и Е.С. Полат [6]. Результаты представлены в таблице №2.
Таблица 2.
Статистические показатели при внедрении системы дистанционного обучения в педагогическом вузе

Неформализованные решения
Формализованные решения

2012/2013
2013/2014
2014/2105
2012/2013
2013/2014
2014/2105
Количество преподавателей, прошедших курсы повышения квалификации по реализации программы дистанционного обучения
0
1
0
0
2
12
Количество пользователей, прошедших курсы повышения квалификации по профилю
0
1
2
0
0
4
Количество пользователей в системе дистанционного обучения
25
407
318
0
0
48
Количество создателей курсов в системе дистанционного обучения
1
4
38
0
0
12
Количество созданных курсов в системе дистанционного обучения
1
3
109
0
0
14
Количество проведенных курсов в системе дистанционного обучения
1
3
12
0
0
4
Процент проведенных курсов от созданных в системе дистанционного обучения
100
100
11
0
0
28
Количество обученных на курсах пользователей в системе дистанционного обучения
25
157
221
0
0
48
Процент обученных пользователей в системе дистанционного обучения

100
38
69
0
0
100
Количество категорий в системе  в системе дистанционного обучения
4
4
4
0
0
95

Анализ таблицы показывает, что при внедрении системы дистанционного обучения необходимо:
1.                Сочетание формализованных и неформализованных решений.
2.                Формализованные решения позволяют обеспечить гарантированный результат обучения по форме дистанционного обучения.
3.                Неформализованные решения позволяют аккумулировать информационный ресурс при помощи системы дистанционного обучения и достаточно быстро сформировать базу пользователей системы, основную структуру курса.
Литература
1.                Бусов В.И. Управленческие решения: учебник для бакалавров/В.И. Бусов. - М.: Издательство Юрайт, 2013. – 254 с.
2.                Камалов Р.Р. Информационно-педагогический ресурс как объект современной педагогики. Глазов, ГГПИ, 2010 – 192 с.
3.                Саликов Ю.А. Системно-функциональное развитие менеджмента промышленных предприятий и его инструментария (теория, методология, практика). Автореф. Дисс. Докт. Эконом. Наук, Ворнеж, 2008. – 49 с.
4.                Управление народным образованием в районе (городе): Пособие для работников рай(гор)оно/Под ред. М.И. Кандакова. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
5.                Основы дистанционного обучения. Дистанционный курс. Под редакцией проф. Кухаренко В.Н. Авторы курса Кухаренко В.Н., Рыбалко Е.В., Олейник Т.А., Савченко Н.В. Харьков, 2003 – 182с.
6.                Дистанционное обучение. Учеб. Пособие /под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,1998. – 192 с.



Комментариев нет:

Отправить комментарий