Анализ подходов принятия решений при реализации
системы дистанционного обучения в педагогическом ВУЗе
При оценке деятельности любой организации учитывается
экономическая и социальная эффективности.
Экономическая эффективность характеризует отношение полученного
результата к затратам, социальная – степень удовлетворения спроса населения на
товары и услуги [1]. Однако анализируя процессы информатизации в системе
образования, мы выяснили, что при мониторинге этих процессов не менее важна и
ресурсная эффективность, которая понимается нами как совокупность показателей
доступности, востребованности и достаточности ресурса для выполнения целей
системы образования[2]. Естественно встает задача классификации ресурсов
системы образования – это могут быть материально-технические, кадровые,
информационные, финансовые, правовые ресурсы
и т.п. Отвлекаясь от оценки экономической и социальной эффективности, мы
классифицировали информационные ресурсы как информационные ресурсы управления, информационные
ресурсы обеспечения качества и информационные ресурсы мониторинга. Это
позволило нам систематизировать деятельность субъектов и прийти к понятию
информационно-педагогического ресурса – ресурс, объединяющий в себе знания,
опыт и компетенцию педагогического персонала с
материальными массивами информационных документов, созданных в поддержку
их деятельности. Введение понятия
информационно-педагогический ресурс необходимо обосновывается нами с двух
позиций.
Во-первых, как
необходимость для оценки направлений развития ресурсной базы информатизации
системы образования. Только равномерное изменение деятельности
одновременно в направлениях развития кадрового потенциала и информационной
составляющей представляются наиболее целесообразным и верным с теоретических позиций
решением, согласно концепции К.Бланчарда и Т.Вэгхорна и усовершенствованное
Ю.А. Саликовым [4], при оценке скорости организационных изменений.
Во-вторых,
как ключевой компонент для оценки качества системы образования. В системе
образования, учитель является основной фигурой для обеспечения качества процесса, и внедряемый в систему ресурс лишь
позволяет внести изменения в его работу. Эта позиция является традиционной в
педагогической мысли, мы ее находим и у классиков педагогического образования,
и в современной педагогической литературе: «нельзя, например,
решить проблему качества знаний, умений и навыков учащихся в школах района, не
принимая во внимание широкого комплекса педагогических, психологических и
социальных факторов. Точно так же при решении экономических задач народного
образования мы не можем исходить только из перспективы сокращения финансовых
затрат, но должны учитывать демографические и социальные последствия
принимаемых решений», говорится в инструкции для работников управления образованием
советского периода.
Анализ развития
информационно-педагогического ресурса позволяет оценить качество управленческих
решений при управлении информатизацией в образовательном учреждении, так как выбор
формы принятия управленческого решения зависит от многих факторов:
компетентности руководителя, уровня квалификации коллектива, характера
процессов информатизации, нормативных установок и т.п.
В теории управления выделено более 40 всевозможных подходов к
принятию управленческого решения. Мы провели матричный анализ приоритетности
подходов к принятию управленческих решений в области информатизации, где в
качестве равнозначных критериев использовались: A – учет развития информационных ресурсов; B –учет развития компетентности персонала; С – уровень воздействия на
персонал; D – улучшение процедуры административного мониторинга; E – улучшение мониторинга учебной
деятельности. Оценка критериев производилась по 4-балльной системе: «0» -
подход для практических целей и теоретического анализа фактически не используется;
«1» – подход имеет узкое применение и не развит методически; «2» – подход имеет
высокую научно-практическую значимость, но применяется ограниченно, его
методическое содержание нуждается в доработках; «3» – подход имеет высокую
значимость и широкую сферу применения, результативен и методически разработан.
При определении баллов учитывались не только сведения из литературных
источников, но и результаты анализа преимуществ и недостатков рассматриваемых
подходов.
Таблица 1
Анализ подходов к принятию управленческих решений
Наименование
Подхода
|
Критерии оценки
|
Общая сумма
|
||||
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
||
Единоличное принятие решений
|
1
|
2
|
3
|
3
|
1
|
9
|
Коллегиальное принятие решений
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
11
|
Формализованные решения
|
1
|
3
|
3
|
3
|
1
|
11
|
Неформализованные решения
|
3
|
3
|
1
|
1
|
3
|
11
|
Как видно из таблицы,
принятие единоличных решений для реализации процессов информатизации не
приемлемо. Однако коллегиальные, формализованные и неформализованные решения
равнозначны.
В течение 2013-2015
года на базе ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт
имени В.Г. Короленко» мы провели эксперимент по реализации системы
дистанционного обучения, по методике рекомендованной В.Н. Кухаренко [5] и Е.С.
Полат [6]. Результаты представлены в таблице №2.
Таблица
2.
Статистические
показатели при внедрении системы дистанционного обучения в педагогическом вузе
|
Неформализованные
решения
|
Формализованные
решения
|
||||
|
2012/2013
|
2013/2014
|
2014/2105
|
2012/2013
|
2013/2014
|
2014/2105
|
Количество
преподавателей, прошедших курсы повышения квалификации по реализации
программы дистанционного обучения
|
0
|
1
|
0
|
0
|
2
|
12
|
Количество
пользователей, прошедших курсы повышения квалификации по профилю
|
0
|
1
|
2
|
0
|
0
|
4
|
Количество
пользователей в системе дистанционного обучения
|
25
|
407
|
318
|
0
|
0
|
48
|
Количество
создателей курсов в системе дистанционного обучения
|
1
|
4
|
38
|
0
|
0
|
12
|
Количество
созданных курсов в системе дистанционного обучения
|
1
|
3
|
109
|
0
|
0
|
14
|
Количество
проведенных курсов в системе дистанционного обучения
|
1
|
3
|
12
|
0
|
0
|
4
|
Процент
проведенных курсов от созданных в системе дистанционного обучения
|
100
|
100
|
11
|
0
|
0
|
28
|
Количество
обученных на курсах пользователей в системе дистанционного обучения
|
25
|
157
|
221
|
0
|
0
|
48
|
Процент
обученных пользователей в системе дистанционного обучения
|
100
|
38
|
69
|
0
|
0
|
100
|
Количество
категорий в системе в системе
дистанционного обучения
|
4
|
4
|
4
|
0
|
0
|
95
|
Анализ таблицы
показывает, что при внедрении системы дистанционного обучения необходимо:
1.
Сочетание формализованных и
неформализованных решений.
2.
Формализованные решения позволяют
обеспечить гарантированный результат обучения по форме дистанционного обучения.
3.
Неформализованные решения позволяют
аккумулировать информационный ресурс при помощи системы дистанционного обучения
и достаточно быстро сформировать базу пользователей системы, основную структуру
курса.
Литература
1.
Бусов В.И. Управленческие решения:
учебник для бакалавров/В.И. Бусов. - М.: Издательство Юрайт, 2013. – 254 с.
2.
Камалов Р.Р.
Информационно-педагогический ресурс как объект современной педагогики. Глазов,
ГГПИ, 2010 – 192 с.
3.
Саликов Ю.А. Системно-функциональное развитие менеджмента промышленных
предприятий и его инструментария (теория, методология, практика). Автореф.
Дисс. Докт. Эконом. Наук, Ворнеж, 2008. – 49 с.
4.
Управление народным образованием в
районе (городе): Пособие для работников рай(гор)оно/Под ред. М.И. Кандакова. –
М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
5.
Основы дистанционного обучения.
Дистанционный курс. Под редакцией проф. Кухаренко В.Н. Авторы курса Кухаренко
В.Н., Рыбалко Е.В., Олейник Т.А., Савченко Н.В. Харьков, 2003 – 182с.
6.
Дистанционное
обучение. Учеб. Пособие /под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС,1998. – 192 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий